Прежде тема русофобии была и в общественном сознании, и в официальных идеологиях как бы табуирована, и только в 1990-е и 2000-е гг. о ней стали говорить всё чаще и всё с большим вниманием. Слово вошло в язык и науки, и повседневной жизни. Его стали нередко употреблять и политики. Например, спикер Государственной думы РФ Сергей Нарышкин отказался поехать в качестве главы российской делегации на октябрьскую 2012 г. сессию ПАСЕ и
аниме Hetalia новости: «По мере приближения к открытию сессии Парламентской ассамблеи мы почувствовали, что вряд ли мои стратегические предложения будут услышаны со стороны ряда руководителей Парламентской ассамблеи и ряда руководителей русофобских делегаций».
Характеристика «русофобские делегации», данная на столь высоком уровне, вводит понятие русофобии в язык большой международной политики. Впрочем, само понятие появилось ещё в XIX в. Как наиболее ранний пример его употребления чаще всего приводят слова Ф.И.Тютчева из одного его письма 1867 г.[1]. Впрочем, вряд ли он в этом письме вводил совсем новое слово. Уже этот текст ставит перед нами вопрос о русофобии не только как о внешнем отношении к русским и России, но и как характеристику некоторых настроений в самом русском обществе. Впрочем, природа такого внутрирусского явления, несомненно, сложнее, чем неприязнь к русскому народу иностранцев. Со стороны быть русофобом проще.
Фобия подразумевает устойчивый страх и ненависть к его источнику, и вряд ли на свете найдутся соседские народы, представители которых никогда не испытывали друг к другу подобных чувств.
И тут возникает первый и очень важный вопрос: является ли русофобия таким же типичным случаем, или это явление вполне рядового характера, тем более естественное, что у такого большого и влиятельного народа, как русские, в истории было немало конфликтных отношений с другими народами? Такое предположение делал в своё время Иван Ильин: «Подобно тому, как есть "англофобы", "германофобы", "японофобы", так мир изобилует "русофобами", врагами национальной России, обещающими себе от её крушения, унижения и ослабления всяческий успех»[2].