Основная задача, стоявшая перед кинематографистами, была довольно простой: ребята должны были запечатлеть жизнь Сахалина, а главное — сахалинцев, работающих руками, в основных сферах деятельности острова. В итоге вышло четыре новеллы о нивхах и рыбе ("20 хвостов", режиссер Кирилл Мыльцев ), о династиях и угле ("Уголь", режиссер Ольга Комаревцева), о суровых буровиках и нефти ("Нефть", Максим Лукьянец, Юлия Серьгина http://stendprint.com.ua/catalog/stend-klass/stendi-dlya-shkoli/) и о старейшем селе Сахалина ("Дуэ", авторства Юлии Бобровой). Изначально историй должно было быть пять. Ольга Комаревцева, работавшая над углем и прилетевшая в отличие от остальных не из Москвы, а из Германии, мечтала снять еще и сахалинских сивучей.
Перед показом Илья Далин, куратор кинопоезда и один из членов экспедиции, объяснил: сахалинцам представили промо-версию альманаха, домонтированную лишь этой ночью. "На краю", естественно, ждут доработки, возможно, что в окончательный вариант войдет и фильм про сивучей. Правда, и тем, что есть, Илья Далин остался доволен. У ребят вышли четыре новеллы, снятые в авторском ключе и объединенные в единое кинематографическое тело. История, что называется, допиливается, но у нас все получилось. Надеюсь, что чувства и мысли приезжих режиссеров срезонируют с чувствами сахалинцев, — произнес перед показом Далин. Все герои альманаха как заклинание повторяют слово "край".
Отсюда и родилось название для фильма. Новеллы в первую очередь рассказывают о человеке и месте, где он живет, — том самом "крае". И у каждого он, конечно, свой. Мы — не край, мы — начало, — говорят женщины-нивхи, которые, сидя на берегу, шьют сети для рыбаков. На экране привычные для островитян кадры: море, рыбалка, собаки, охраняющие наскоро сколоченные бытовки, нехитрый быт, освежеванная нерпа и косичка из ее жира.
|